Какими способами лечить диарею после антибиотиков

Диарея после антибиотиков — такое состояние связывают с побочным эффектом антибактериальных препаратов. Дело в том, что наряду с болезнетворными микроорганизмами, они способны уничтожать и полезные бактерии, которые населяют кишечник. Поэтому, если не соблюдать правила приема медикаментов, то не исключено возникновение расстройства кишечника. Диарея после антибиотиков – как лечить такую патологию?

Причины расстройства пищеварения

Диарея, мужчина

Понос от антибиотиков проявляется зачастую у 50% пациентов. Возникнуть такой симптом может, спустя два – три дня после использования конкретного препарата или же на протяжении нескольких недель после его отмены. Кроме учащенной дефекации ( не менее 3 раз в день), у больного отмечается метеоризм, вздутие, сопровождающееся схваткообразными болями в области живота. В кале можно отметить непереваренные частицы пищи.

Почему появляется диарея после использования антибиотиков? Это происходит из-за:
  1. Того, что некоторые антибактериальные лекарства имеют послабляющий эффект. К примеру, если рассматривать макролиды, то среди его антибактериального, отмечено послабляющее действие на организм больного, путем усиления моторики кишечника. В большинстве случаев, это явление протекает легко и быстро проходит после отмены лекарства.
  2. Нарушение естественной микрофлоры кишечника. Активные компоненты антибактериальных средств наряду с болезнетворными бактериями уничтожают и полезные. Поэтому в пищеварительном тракте гибнут так же те микроорганизмы, которые отвечают за переваривание пищи. Такое состояние имеет название дисбактериоз.
  3. Прием антибиотика тетрациклиновой группы или аминогликозида приводят к развитию в кишечнике клостридий, которые нередко становятся причиной колитов.

Понос после приема антибиотиков может появиться в результате неправильного использования таблеток или принятия слишком большой дозы препарата. Может ли появиться диарея после того, как был использован антибиотик? Это напрямую связано с возрастом и общим состоянием организма больного.

В группе повышенного опасности всегда находятся люди с соматическими заболеваниями, нарушениями в работе органов ЖКТ, дети и люди преклонного возраста.

Принципы лечения

Несмотря на причину появления, жидкий стул после антибиотиков доставляет человеку массу неприятностей, среди которых болевые ощущения в животе, психологические неудобства и масса других неприятных ощущений. Из-за частой дефекации у человека происходит нехватка жидкости в организме, витаминов и появляется потеря веса.

Особенно опасной диарея на фоне приема антибиотиков может быть для малышей. Обычно восполнить потерянную жидкость в домашних условиях для них становится невозможным.

Поэтому им необходима госпитализация. Если у грудного ребенка  поднялась температура и возникло расстройство пищеварения во время приема антибиотиков, необходимо вызывать неотложную помощь.

Экстренная помощь

Если понос при приеме антибиотиков появился у малыша, его нужно срочно показать врачу. Если же на лицо все признаки обезвоживания (сухость кожи, вялость, общая слабость и потеря сознания), то необходимо сразу вызывать врачей на дом. Лечение диареи у детей постарше можно проводить в условиях дома. Что делать и чем лечить расскажет детский врач, после осмотра малыша.

ЛоперамидПонос после антибиотиков у взрослого можно устранить путем приема определенных медицинских средств, к примеру, Лоперамида. Однако, если причиной стали препараты тетрациклиновой группы или аминогликозиды, то частота дефекации может превысить 20 раз на протяжении суток. В такой ситуации нужна помощь квалифицированного врача. Обычно в таких случаях у пациента диагностируется псевдомембранозный колит, который может быть очень опасен, а Лоперамид только усугубит состояние больного.

Специальная диета

Во время расстройства пищеварения пациентам требуется использование специальной диеты. При дисбактериозе необходимо уменьшить нагрузку, которую пища оказывает на пищеварительный тракт. Для этого требуется дробно питаться, полностью убрав из своего меню жирное, жаренное и сладкое. Иногда, чтобы остановить диарею, человеку достаточно несколько дней соблюдать строгую диету.

В основе рациона должны быть:
  • вязкие каши (рисовая, гречневая);
  • отвар риса (особенно эффективен, он может быть для маленьких детей);
  • ягодный кисель (лучше всего, чтобы для его приготовления была использована черника);
  • несдобные сухари.

После того как работа ЖКТ (желудочно-кишечного тракта) придет в норму, обычное меню нужно постепенно расширять, добавляя в него протертые супы из овощей, паровой омлет, постное, отварное мясо, кисломолочные продукты и хлеб из ржаной муки.

Использование медикаментов

Наряду с соблюдением диеты, пациенту необходимо принимать лекарства. Как лечить диарею после антибиотиков, расскажет врач, так как дозы любых препаратов назначаются строго индивидуально, исходя из общего состояния больного.

ЛопедиумКак правило, для лечащихся антибактериальными препаратами, назначают такие медикаменты:

  1. Синтетические противодиарейные медикаменты (Лоперамид, Лопедиум, Имодиум и т. д.). Активные компоненты таких лекарств оказывают влияние на стенки кишечника, угнетая моторику. Таким образом, исчезают позывы сходить в туалет. Применять такие таблетки можно только после консультации с доктором.
  2. Пробиотики (Линекс, Бифидумбактерин и т. д.). Это сухие концентраты лакто- и бифидобактерий. Их эффект кроется в восстановлении естественной микрофлоры в кишечнике. В итоге нормализуется пищеварение.
  3. Пребиотики (Хилак Форте, Дюфалак, Лактофильтрум и т. д.). Такие медицинские препараты содержат в своем составе углеводы, которые нужны для активного роста полезной микрофлоры. Как только микрофлора восстановится, больному удастся избавиться от расстройства пищеварения.
  4. Энтеросорбенты (Смекта, Активированный уголь, Энтеросгель и т. д.). В их основе минеральные соединения с древесным углем. Такие лекарственные средства очищают стенки кишечника и выводят из него скопившиеся токсины. Дополнительно они устраняют симптомы нарушения пищеварения и привести в порядок моторику кишечника.
  5. Регидратанты (Нормогидрон, Регидрон и т. д.). Препараты представлены в виде порошка, который разводится водой в соответствии с инструкцией. Они произведены на основе глюкозы, минеральных солей и витаминов. При их приёме происходит восполнение водно-солевого баланса организма. Особенно их применение оправдано, если нужно лечить диарею после антибиотиков детям.
Как вылечить возникший после антибиотиков понос, подскажет врач.

Самолечение, особенно у детей может быть очень опасным. Это связано с тем, что некоторые медикаменты нельзя принимать малышам, младше определенного возраста. Так же необходимо правильно выбирать дозировку, индивидуально для каждого конкретного пациента.

Народная медицина

Зная причины диареи после приема антибиотиков и как лечить понос пациентам разного возраста, специалисты по народной медицине предлагают свои способы. Но прежде чем воспользоваться ими, необходима консультация с лечащим врачом.

Кора дуба, отварПри расстройстве пищеварения после антибиотиков у взрослых и детей используют отвары из:

  • коры дуба, которая известна своим вяжущим действием.
  • плодов черники.
  • гранатовых корок.

Если же в данный момент дома нет ничего из этих компонентов, можно просто заварить крепкий черный чай. Но пить его нужно без добавления сахара.

Лечение в стационарных условиях

В основном нарушение пищеварения на фоне антибактериальной терапии у взрослых пациентов лечится в домашних условиях. Нахождения в стационаре может потребоваться, если частота позывов к дефекации возникает до 20 раз в течение 24 часов и есть симптомы обезвоживания.

Обязательной госпитализации подлежат дети. Это связано с тем, что обезвоживание организма у малышей наступает очень быстро. А устранить его можно только путем внутривенного вливания специальных препаратов.

Профилактика

Чтобы не возникало вопросов, как лечить диарею, возникшую после приема антибиотиков, нужно ответственно относиться к своему организму. Так как остановить диарею намного сложнее, чем ее предотвратить. Кроме правильного питания и повышения защитных сил организма, важно правильно проводить лечение антибактериальными препаратами, чтобы быстро избавиться от поноса.

Выбор антибиотика.

Врач, приемСамое главное правило любого лечения – каждое лекарство должен назначать только врач. Это связано с тем, что в домашних условиях определить, какой возбудитель стал причиной заболевания, невозможно. Поэтому выбранный препарат может оказаться просто неэффективным в данном случае. А тем временем инфекция будет прогрессировать, вызывая осложнение, в том числе и в виде диареи.

Не менее важно подобрать необходимую дозу лекарства и продолжительность его использования.

Если доза была выбрана некорректно или же имелся перерыв во время лечения, то болезнетворные бактерии могут мутировать, в результате чего они становятся не чувствительны к действию некоторых антибактериальных препаратов. Таким образом, заболевание переходит в хроническую форму, вылечить которую намного сложнее.

Нельзя заменять лекарство назначенное врачом на его аналоги самостоятельно.

Медикаментозная поддержка.

Чтобы избежать дисбактериоза, важно с первых дней антибиотикотерапии принимать пробиотики и другие необходимые средства. Но, в таком случае очень важно учитывать их совместимость друг с другом и график приема. Это связано с тем, что некоторые из них (к примеру, антибиотики и пробиотики) нельзя принимать одновременно.

Следуя всем этим простым правилам, вероятность возникновения диареи во время антибактериальной терапии будет минимальной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

8 − 7 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: